Путешествуем

Поэзия лета на кончике кисти: лето глазами художников XIX — начала XX века

 
glavn12 2Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
И. А. Бунин. Детство
 
Говорят, что каждое время года по-своему прекрасно, а лето — особенно, так как мы ждем с нетерпением и ждем от радостных событий. Лето всегда вдохновляло творческих людей на создание шедевров: поэты писали стихи, композиторы музыку, а художники — картины. При одном воспоминании об этом периоде мы сразу представляем богатую зелень, яркие цветочные ковры, широкие поля, освещенные лучами солнца. И хотя август неумолимо подходит к концу, наша сотрудница Светлана Уколова предлагает вам взглянуть, как же отражаются представления о лете на картинах русских художников, и вновь окунуться в этот безмятежный летний мир.

OWWAFXodV7w

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) 

 

Великий мастер, член товарищества передвижнических выставок. Левитановский «пейзаж настроения» при всей его удивительной натурной достоверности обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Самые знаменитые картины Левитана: «Осенний день. Сокольники», «Берёзовая роща», «Сумерки. Стога», «Свежий ветер. Волга», «Вечерний звон», «У омута», «Над вечным покоем», «Озеро». Творчество Левитана составило целую эпоху в развитии русской пейзажной живописи.
Летние пейзажи в творчестве художника: «Лето», «На озере», «У омута».
 
«Лето»  картина написана в 1890-е годы, представляет собой изображение чудесного лесного пейзажа. На картине изображена просторная лесная поляна, пестрящая самыми разнообразными красками: зеленеет мягкая трава, проглядывают полевые цветы. Ни одна веточка не дрогнет: царят поразительные тишина и спокойствие. Весь вид поляны приглашает зрителя опустится на мягкую землю, замереть, глядя на бескрайние просторы и вдохнуть аромат цветущего лета. Вовсе не удивительно, что второе, менее популярное название картины — “Июньский день”. Все на полотне говорит о начале этой яркой и волнующей поры, приносящей радость всему живому. Множество красок задействует Левитан, чтобы показать незаурядность лесного пейзажа. Даже зеленый он использует не избитый: от самого светлого, нежного, до насыщенно-темного, привлекающего глаз. Голубоватые, желтые, сиреневые цветы выглядывают среди травы. А позади гордо возвышаются стройные березы с густой кроной. Где-то далеко заметны и другие деревья, будто выстроившиеся в ряд: все приметны своей свежей зеленью.

Что почитать про художника из нашей коллекции: альбом Федорова-Давыдова «А.А. Исаак Ильич Левитан» от издательства «Искусство», 1966-й.

dBDuviY40gAАрхип Иванович Куинджи (1842-1910)

Выдающийся русский художник, мастер пейзажа. Пейзажи Куинджи нередко строились на контрасте света и тени, в первую очередь он считался гениальным колористом. Картины о лете: «Лунная ночь на Днепре», «Берёзовая роща».
Картину «Березовая роща» Архип Куинджи написал в 1879 году. Простой и незамысловатый сюжет завораживает своей непринужденной живостью и душевностью. На картине солнечный день на просторной лесной опушке. Между деревьев не торопясь течет узкая спокойная речушка, больше напоминающая широкий ручей. На переднем плане картины березы старые и высокие, их густая шевелюра отбрасывает на землю большую тень, в которой можно легко полежать и остыть от полуденного палящего солнца. Куинджи по праву называют мастером света. В этой картине художник также изобразил игру светотени. Яркими белыми вкраплениями освещает солнце стволы красавиц березок, растворяясь в их кронах, падает на землю прохладной тенью. Зеленая травянистая лужайка открыта солнечному дню, густая зелень рощи, с легким шуршащим шелестом листвы. И даже в безоблачное лазурное небо, кажется упало немного зелени от леса и поляны.

Что почитать про художника из нашей коллекции: книгу Манина «В. Куинджи» 1976 года и небольшую работу творческого тандема Неведомского М.П. и Репина И.Е. — «А.И. Куинджи» 1997.

rJNcDVbZCN8Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)

Безгранично талантливый живописец начала ХХ века, посвятивший свою жизнь изображению ярких и жизнерадостных картин в бытовом и пейзажном жанрах. Он писал яркие и насыщенные красками пейзажи, комбинирует портреты с фоном природы и бытовым жанром, создавал зрелищные произведения с мещанско-купеческим и крестьянским сюжетом. Картины о лете: «Жатва», «Летний праздник в деревне», «Сенокос», «Лето. Поездка в «Терем».
 
«Лето. Поездка в «Терем», написана в 1918 году. На этой картине художник охватывает сразу много разных действий. Недалеко от церкви и жилых построек пасутся коровы, некоторые из которых лениво лежат на земле, а рядом с ними примостились и их пастухи. Чуть поодаль о чем-то разговаривает группа людей. Справа видны лошади, тянущие возы сена, рядом с лошадьми идут и ведут их под уздцы мужики в белых рубахах. За речкой бабы стирают белье. Все это происходит на фоне голубого неба, размеры которого соответствуют золотому сечению. Небо кажется огромным и бездонным, оно, словно купол, накрывает всю картину сверху.

Что почитать про художника из нашей коллекции: монографию от издательства «Белый город» — «Кустодиев Борис Михайлович. Фрагменты жизни. 1878-1927» 2014 года.

KL MM9YkWlYВаснецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)
В начале 20 века приобрел известность как пейзажист. Васнецов выезжал летом на этюды в усадьбы и дачные поселки, расположенные неподалеку от Москвы. Особенно очаровало живописца селение Демьяново, в пяти верстах от Клина, где в течение многих лет лг проводил летние месяцы. С конца 19 века Демьяново принадлежало Владимиру Ивановичу Танееву, брату известного композитора. Вокруг Демьянова располагались живописные окрестности с березовыми и хвойными лесами, при усадьбе был огромный парк с липовыми аллеями, зелеными лужайками и глубокими прудами. Картины «Летний день», «Летний пейзаж», «В тени лип».
 
Пейзаж «Летний день» относится к демьяновской серии и был, вероятнее всего, создан в 1910-е годы. Перед нами предстает залитый жарким полуденным солнцем ландшафт, написанный легко, широко, с импрессионистической ясностью красок. Особого внимания заслуживает колористическое решение работы, разнообразные оттенки зеленой краски от теплых горчичных тонов выцветшей травы до глубокого изумрудного цвета молодых елей перекликаются с зеленоватым куполом церкви. Нежную ноту в общий колорит пейзажа вносят оттенки бледно розового цвета, в который окрашены стены здания и которым переливаются облака в летнем небе. Этот уголок Демьяновской усадьбы Васнецов писал неоднократно, его привлекало здание церкви и окружающий ее пейзаж. Церковь Успения Богоматери можно увидеть в его пейзажах «В тени лип. Демьяново» из собрания В.А. Васнецова.

Что почитать про художника из нашей коллекции: книгу Беспаловой Л.А. «Аполлинарий Михайлович Васнецов» 1983 года из наших фондов.

d96ffS7G8t8Репин Илья Ефимович (1844-1930)

 

Русский живописец, педагог, профессор. Творил, главным образом в крупных жанрах живописи и графики: бытовом, историческом, портрете. Пейзаж в творчестве Репина занимает не столь значимое место, как другие жанры, но, тем не менее, практически в каждой бытовой или исторически-бытовой картине, действие которой происходит на открытом воздухе, и даже иногда портрету на пленере сопутствовали подготовительные пейзажные этюды и зарисовки, хотя, конечно, встречаются и самостоятельные пейзажи. Летние пейзаж в его картинах: «Абрамцево. Летний пейзаж», «Вид села Варварина», «Летний день в Абрамцеве».
Картина «Абрамцево. Летний пейзаж» (другое название «На мостике в парке»). Единение человека и природы, гармония старого и ветхого с нежным и аристократичным, а ещё особенная колористика и увлекающая вглубь композиция — всё это о «Летнем пейзаже», написанном в 1879 году Ильёй Репиным. Место действия — Абрамцево, владения друга Репина Саввы Мамонтова; действующие лица — супруга художника, гуляющая по дикому заросшему парку; время действия — один из летних деньков. Насыщенные тёмные зелёные краски вкупе с густой чащей и разваливающимся хлипким мостиком, казалось, должны создавать гнетущую тяжёлую атмосферу, однако, этого не происходит. Героиня в светлом элегантном платье будто бы освещает всю картину изнутри. Она прогуливалась по саду и на секунду остановилась на мосту, прислонилась к ненадёжным перилам, пребывая глубоко в своих размышлениях и наслаждаясь тишиной, чтобы после продолжить свой променад по заросшему уголку сада. Этот момент и выхватил Репин, создав прекрасную картину, которую можно смело назвать одним из лучших примеров русской пейзажной лирики в его творчестве.
 

Что почитать про художника из нашей коллекции: книгу Евстратовой Е.Н. «Репин, Суриков, Васнецов: летописцы русской жизни» от издательства «ОЛМА Медиа Групп» 2013 года

Nhl4KeGyc7MСаврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)

Хрестоматийная фигура в русской живописи, человек тяжелой судьбы. Его работы настолько поэтичны, что похожи на стихи классиков, выписанные на холсте. Одной из ключевых особенностей работ художника являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности. Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Летние пейзажи в творчестве Саврасова: «Летний пейзаж с мельницами», «Летний пейзаж с дубами», «Пейзаж с рекой и рыбаком».
 
Работа «Летний пейзаж с дубами» написана в 1855 годуЛегкое летнее настроение создает эта светлая картина. Ясный солнечный день освещает светлую дубраву с молодыми дубами, через которую ведут множество тропинок. Одна из них спускается от деревьев к маленькому озерцу на переднем плане картины. В нем видно отражение ближнего дуба. От озерца тропинка ведет в даль – среди желтых, насыщенных солнцем полей, к дальним деревцам и покрытому синеватой дымкой горизонту. При создании работы, Саврасов использовал натурные зарисовки, которые способствовали мастерской передаче впечатления открывающегося пространства, холодного облачного неба, стремящегося за горизонт и отражающегося на поверхности лужи на переднем плане.
 
Список можно, конечно же, продолжать долго. Но не будем раскрывать все карты :)
Заходите в Пушкинку в отдел литературы по искусству и знакомьтесь с творчеством великих мастеров!

Kultura logo

grants.culture

Пушкинская карта

NEB Svet

Банк вакансий в культуре

Мой id

 

 

График работы:

Понедельник — выходной

Последний вторник месяца — санитарный день

Главное здание

вт-сб — 10:00-21:00
вск — 10:00-20:00

Абонемент

вт-сб — 10:00-22:00
вск — 10:00-20:00

Нотный отдел

вт-сб — 10:00-21:00
вск — 12:00-20:00

Отдел семейного чтения

Детский сектор: 
вт - вск – 12:00-20:00

Молодежный сектор:
вт - вск – 12:00-20:00

Взрослый сектор:
вт - сб – 10:00-22:00
вск – 12:00-20:00


Почтовый адрес:

105066, город Москва, улица Спартаковская, дом 9

Присоединяйтесь к нам

zen new icon 2       telegram icon 2181331     

Афиша мероприятий на  mos.ru

Оценка 2

рез.нез.оценки

 

Яндекс.Метрика

 

Подписывайтесь на наши новости

Сервис Библиотеки Москвы

arenda

Москва: Погружение

Сообщи где торгуют смертью

 

 

Департамент культуры г. Москвы

Государственное бюджетное учреждение культуры г. Москвы «Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина»

При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.pushkinmoslib.ru обязательна. © 2024

Проект при поддержке компании RU-CENTER

Поиск