Мы продолжаем наш цикл об истории Басманного района. Совершенно невозможно, развивая эту тему, обойти вниманием Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Итак, заглянем в прошлое.
Впервые церковь Богоявления Господня упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 года. До 1717 года храм был деревянным, с приделом в честь Благовещения. Но уже в 1720-х по указу Петра I церковь перестроили в камне на пожертвования, сделанные царевной Прасковьей Ивановной, дочерью царя Иоанна V Алексеевича.
Следующий важный период в истории этого храма – 1789-1790 года. В тот момент была организована капитальная перестройка храма. В 1792 в трапезной был освящен придел во имя Святителя Николая Чудотворца, а годом позднее был заново освящен придел Благовещения. Тогда же началось возведение колокольни, завершившееся в 1805 году.
С 1837 года по 1845 тесный и обветшавший храм был реконструирован по проекту архитектора Е.Д.Тюрина, после чего в прежнем виде остались лишь трапезная и 1-й ярус колокольни. Храм был освящен 18 октября 1853 года митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). В 1857-58 годах возвели заново верхние ярусы колокольни в классических для XVIII столетия формах . А в 1889 году по проекту архитектора П.П.Зыкова были выстроены большой граненый купол над трапезной и ступенчатые аттики на боковых фасадах.
С Богоявленским Собором связано имя А.С. Пушкина. В этом храме 8 июня 1799 году был крещен будущий великий русский поэт. Восприемниками при Крещении были граф А.И.Воронцов и О.В.Пушкина.
Спустя 100 лет – 26 мая 1899 года в храме отмечался юбилей А.С. Пушкина. Панихиду совершил Митрополит Московский и Коломенский, ныне прославленный священномученик, Владимир (Богоявленский). На юбилейной службе в честь поэта присутствовали генерал-губернатор Москвы Великий Князь Сергей Александрович (впоследствии убитый революционерами). И его супруга Великая Княгиня (ныне прославленная преподобномученица) Елисавета Феодоровна.
К слову сказать, панихиды в день трагической гибели А.С.Пушкина (10 февраля) совершаются в Храме и в наше время.
Во второй половине XIX – начале ХХ века Богоявленский приход был очень велик и многолюден. Согласно записям в метрических книгах храма в 1897-99 годах в границы прихода входили: улицы Красносельская, Ольховская, Гаврикова, Полевой проезд, Рыкунов переулок, Покровская улица, малый Гавриков переулок, Лефортовская площадь, улица Коровий брод, Вознесенская улица, Большой Демидовский, Аптекарский и Доброслободский переулки, Елоховская улица. Однако Богоявленский храм посещали и жители других районов. Число прихожан в 80-х годах девятнадцатого столетия приблизилось к 4 тысячам человек. По воспоминаниям писателя Сергея Дурылина, по этой причине в храме служили не один, а трое священников и в помощь им был еще, так называемый, «ранний батюшка», служивший ранние обедни. Он не значился в штате, а вознаграждение за работу получал ежемесячно от старосты.
Ежедневно в храме случались крестины и похороны, по воскресеньям венчали пары, «…и всегда находились зрители – любители этих торжеств. Диаконы и псаломщики, ведшие метрические книги, были сущими канцеляристами: столь много приходилось им вносить туда записей о брачующихся и рождающихся».
Отдельного описания заслуживает колокол на Богоявленской колокольне, он, по воспоминаниям писателя, был могучим и широкогласным, каков и полагался приходу, сравнимому по численности населения и площади с уездным городом. Звон его доходил до самых окраин Елохова и до полотна Рязанской дороги.
Духовенство было осанистое, важное и голосистое. «Настоятель, протоиерей Иван Яковлевич Березкин, был член Московской консистории, а видом был сущий первосвященник Аарон – с окладистой «честной брадой», величественный в служении, строгий в повадке, невозмутимо спокойный в своем шествии с посохом…».
«С 1917 года в жизни старинной Богоявленской церкви и ее обширного многолюдного прихода началась новая эпоха, в бурях которой храм выстоял, уцелел, сохранил духовные ценности и занял выдающееся положение во всей православной России.»
Статья подготовлена по материалам сайта Богоявленского кафедрального собора в Елохове, книги С.Н.Дурылина «В родном углу: чем жила и дышала старая Москва» и книги В.А.Любартовича, В.М.Юхименко «Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода» нашей сотрудницей Наталией Антоничевой и приурочена к 120-летию со дня открытия Библиотеки-читальни им. А.С.Пушкина.